• /
  • /

Авторские права на картинки нейросети: кто владеет результатом

Создано: 2024.01.24 ▪ Обновлено: 2024.01.24 ▪ 9 мин чтения
Авторские права на изображения нейросети: кто владеет результатом
Представьте: вы открываете MidJourney, вводите запрос, например, «ночной город в стиле Ван Гога». Программа обрабатывает ваш запрос и через несколько секунд выдаёт готовую картинку: яркие звёзды, тёмные силуэты домов, плавные мазки, создающие ощущение движения. Вы довольны результатом — картинка красивая, оригинальная, подходит для вашего проекта.

Но возникает вопрос: кто здесь настоящий автор?
  • Разработчики MidJourney, которые создали сложный алгоритм, обучили его миллионам изображений и настроили на генерацию искусства?
  • Вы, как пользователь, который придумал запрос, описал идею, выбрал стиль и доработал результат?
  • Или сама нейросеть, которая сгенерировала изображение на основе своего обучения?

От ответа зависит, кто владеет правами на картинку и может ею распоряжаться. Проблема в том, что законы пока не дают четкого ответа. Вопрос вызывает споры: одни считают, что автор — это пользователь, другие настаивают, что права принадлежат разработчикам.

В этой статье мы разберем ключевые аргументы, посмотрим на примеры из судебной практики и объясним, как сегодня легально использовать нейроарт.

Юрист, эксперт по правовым вопросам

Что такое нейросети

Нейросеть — это программа, которая учится выполнять задачи, анализируя примеры. Она работает как мозг: обрабатывает данные, ищет закономерности и делает выводы. Но вместо нейронов и синапсов у нее цифры и алгоритмы.

Возьмем пример с собакой. Чтобы нейросеть научилась распознавать собаку на фото, ей показывают тысячи изображений. Сначала она видит все как набор точек — пикселей. Каждая точка имеет свой цвет и яркость. Нейросеть начинает искать связи: какие точки образуют линии, какие линии складываются в форму ушей или хвоста. Постепенно она запоминает, что именно уши, хвост и лапы определяют, что перед ней собака.

Процесс устроен так:
  • Первый слой нейросети считывает все пиксели изображения. Он ничего не понимает, просто передает информацию дальше.
  • Второй слой начинает выделять формы: где есть линии, где углы. Он как будто рисует карандашом основные контуры.
  • Третий слой пытается понять, что получилось: вот это ухо, вот это хвост. Эти элементы соединяются в образ собаки.
Когда вы показываете новое фото, нейросеть уже знает, как выглядит собака: где голова, где лапы. Она проверяет, есть ли на картинке эти элементы, и если есть, то уверенно говорит: «Это собака».

Но если сеть ошибается, например, принимает за собаку кошку, она «учится»: анализирует ошибку, меняет подход и запоминает, как исправить её в следующий раз.

Так нейросеть становится умнее. Её задача — не просто обрабатывать данные, а искать в них логику, которую можно использовать снова.

Кому принадлежат права на картинки из нейросети

Вопрос о правах на изображения, созданные нейросетью, остается открытым. По российским законам автором может быть только человек. Нейросеть, как программа, не обладает сознанием и не может считаться субъектом права.

Что говорит закон?
По статье 1228 Гражданского кодекса РФ, автор — это гражданин, создавший произведение. Нейросеть не может быть автором, потому что она не творит в юридическом смысле, а выполняет заложенные алгоритмы.

Однако вопрос, кому принадлежат права на сгенерированные картинки, сложнее. Вот три основные позиции.

1. Права могут принадлежать владельцам данных, на которых обучалась нейросеть

Нейросети обучают на огромных наборах данных, включающих изображения, тексты и другие материалы. Если обучающие данные содержат работы, защищенные авторским правом, это может вызвать претензии от их владельцев.

Пример: Нейросеть обучалась на картинах известных художников, таких как Климт или Ван Гог. Если созданная картинка повторяет стиль или элементы их работ, владельцы авторских прав на оригиналы могут утверждать, что их права нарушены.
Что говорит закон: Статья 1259 ГК РФ защищает переработанные произведения, включая их адаптацию и использование для создания новых материалов. Даже если конечная картинка не копирует оригинал дословно, использование характерных элементов стиля может стать причиной спора.
Если планируете использовать сгенерированные картинки для бизнеса, проверьте, чтобы обучающие данные нейросети не включали материалы, защищенные правом.
Юрист, эксперт по правовым вопросам

2. Права могут принадлежать пользователю нейросети

Если вы активно участвуете в создании картинки — задаете параметры, описываете стиль, корректируете результат, — вы можете считаться автором.

Пример: Вы ввели запрос «светлый летний пейзаж в стиле японской акварели» и уточнили, какие элементы добавить, что изменить. Ваш вклад становится значимым, и это может считаться творческой работой.
Что говорит закон: Для признания авторских прав нужно доказать вклад в создание произведения. Если ваш запрос и доработки были минимальными, права могут быть оспорены.

3. Права могут принадлежать разработчикам нейросети

Разработчики создают саму программу, обучают её и поддерживают работу. Они могут претендовать на права, особенно если алгоритм защищен патентом.

Пример: Компания, создавшая нейросеть, прописывает в условиях, что права на все сгенерированные работы принадлежат им, если пользователь не внёс существенных изменений.
Что говорит закон: Статья 1355 ГК РФ защищает интеллектуальные права разработчиков, если они создали уникальный продукт, на котором основана генерация изображений.

Как избежать нарушений

Изучайте условия использования нейросети. Многие сервисы, такие как MidJourney или DALL-E, прописывают, кому принадлежат права на результаты работы.
Убедитесь в легальности обучающих данных. Если нейросеть обучалась на свободных данных или лицензированных материалах, риски минимальны.
Документируйте свой вклад. Если вы активно работали над созданием картинки, сохраняйте историю запросов и правок, чтобы подтвердить своё авторство.

Прецеденты и примеры

Вопрос, кому принадлежат права на работы, созданные с помощью нейросетей, уже разбирался в судах. Рассмотрим конкретные случаи и решения, которые вынесли юридические органы.

Кристина Каштанова и комикс «Заря рассвета» (США)

Что произошло: Художница Кристина Каштанова написала текст и составила сценарий для комикса «Заря рассвета», а иллюстрации создала с помощью нейросети MidJourney. Она подала заявку в Бюро регистрации авторских прав США, чтобы закрепить за собой права на произведение.

Какое было решение: Бюро сначала зарегистрировало комикс как её авторскую работу. Однако после того, как стало известно, что изображения были сгенерированы нейросетью, регистрацию отозвали. В решении указали: чтобы претендовать на авторские права, вклад человека должен быть творческим и значительным. Простой ввод текста в нейросеть не считается достаточным основанием.

Нейросеть Dreamwriter и копия статьи (Китай)

Что произошло: Компания Tencent разработала нейросеть Dreamwriter для автоматического написания финансовых статей. В 2018 году одна из таких статей была скопирована другой компанией — Shanghai Yingxun Technology. Tencent подала иск, требуя признать нарушение авторских прав.

Какое было решение: Китайский суд признал, что авторские права на статью принадлежат Tencent, поскольку нейросеть действовала по алгоритмам, разработанным их командой. Суд указал: результат работы Dreamwriter — это продолжение интеллектуального труда разработчиков, а не автономная работа программы.

Анкит Сахни и произведение «Suryast» (США)

Что произошло: Индийский художник Анкит Сахни сгенерировал изображение «Suryast» с помощью приложения Raghav. Программа преобразовала загруженное фото в стиль, напоминающий работы Ван Гога. Сахни подал заявку на регистрацию авторских прав, указав себя автором.
Какое было решение: Бюро регистрации авторских прав США отказало в заявке. Они заявили, что основная творческая работа была выполнена программой, а вклад Сахни ограничился вводом данных и выбором стиля. Это недостаточно для признания его автором.

Как легально использовать картинки из нейросетей

Чтобы использовать изображения, сгенерированные нейросетями, без риска нарушить авторские права, важно понимать условия конкретных платформ и выбирать подходящие под ваши цели. Ниже — фактическая информация о популярных сервисах, особенностях их работы и практических способах их применения.

1. Dreamlike: максимальная свобода

Dreamlike — это нейросеть, которая предоставляет пользователю полные права на созданные изображения. Вы можете свободно использовать их в коммерции: на сайтах, в рекламе, в полиграфии и даже для перепродажи.

Что разрешено:
✅ Использовать изображения в любых коммерческих и некоммерческих проектах.
✅ Продавать сгенерированные работы.
✅ Не указывать источник, так как Dreamlike этого не требует.

Пример использования:
  • Вы создаёте серию принтов для одежды через Dreamlike. Печатаете их на футболках и продаёте через интернет-магазин.
  • Права на изображения полностью принадлежат вам, и вам не нужно отчислять Dreamlike никакие проценты.

💡 Полезно знать: Dreamlike обучается на данных, не защищённых авторским правом, что снижает риск претензий от третьих лиц. Это ключевое преимущество перед многими другими платформами.
Если вы работаете с коммерческими проектами, сохраняйте историю генерации изображений. Сделайте скриншоты ваших запросов, чтобы при необходимости доказать, что изображение было создано вами.
Юрист, эксперт по правовым вопросам

2. PlaygroundAI: бесплатный инструмент для бизнеса

PlaygroundAI — один из немногих сервисов, который позволяет создавать изображения бесплатно и использовать их даже в крупных коммерческих проектах.

Что разрешено:
✅ Использовать изображения для любых целей, включая крупные рекламные кампании.
✅ Не указывать платформу в качестве источника.

Пример использования: Маркетолог создаёт иллюстрации для рекламной кампании с помощью PlaygroundAI. Изображения используются на баннерах, которые размещаются на улицах города. Платформа не требует никакой лицензии или отчислений.

💡 Полезно знать: PlaygroundAI использует открытые данные для обучения, но иногда могут возникать ситуации, когда стиль изображения напоминает защищённые работы. Это важно учитывать, если вы работаете в индустриях, где высокий риск споров, например в моде или дизайне.
Перед публикацией или продажей изображений в крупных проектах. Например, на глобальных рекламных платформах уточните у юриста, возможны ли риски, связанные с правами.
Юрист, эксперт по правовым вопросам

3. BlueWillow: платная лицензия — полные права

BlueWillow — популярный сервис, который предлагает два типа доступа:
  • Бесплатный: права на изображения остаются за платформой, коммерческое использование запрещено.
  • Платный: пользователь получает полные права на изображения.

Что разрешено:
✅ В платной версии — использовать изображения без ограничений.
✅ Продавать созданные изображения, использовать их в рекламных и брендовых проектах.

Пример использования: Вы создаёте дизайн для упаковки продукта. Если у вас платная подписка, права на картинку принадлежат вам, и вы можете зарегистрировать дизайн как элемент бренда.

💡 Полезно знать: BlueWillow часто используется фрилансерами, которым требуется высокий уровень контроля над авторскими правами. Это особенно важно в случаях, когда изображения используются в проектах для крупных компаний.
Если вы хотите избежать риска, выбирайте платную версию, чтобы обеспечить полный контроль над правами.
Юрист, эксперт по правовым вопросам

4. Mage: бесплатный сервис без ограничений

Mage — полностью бесплатная нейросеть, которая не накладывает никаких ограничений на использование сгенерированных изображений.

Что разрешено:
✅ Полное коммерческое использование.
✅ Прямая перепродажа изображений.
✅ Использование в проектах любого масштаба.

Пример использования: Веб-дизайнер создаёт баннеры для сайта через Mage. Картинки используются для оформления страниц и в рекламных интеграциях.

💡 Полезно знать: Mage делает акцент на свободе пользователя. Это идеальный выбор для тех, кто работает в бюджетных проектах и не хочет ограничивать себя рамками лицензий.
Используйте Mage, если вы работаете с проектами, где важна скорость и минимальные издержки.
Юрист, эксперт по правовым вопросам

5. Craiyon: использование с логотипом

Craiyon (ранее DALL-E Mini) разрешает использовать изображения в коммерческих целях, но требует, чтобы на изображении был размещён логотип платформы.

Что разрешено:
✅ Использовать изображения в бизнесе, если логотип платформы указан.

Пример использования: Иллюстратор создаёт картинки для книги. Чтобы соблюсти условия Craiyon, он размещает логотип платформы внизу каждой иллюстрации.

💡 Полезно знать: Craiyon — удобный инструмент для проектов, где упоминание источника не критично, например для блогов или внутренних материалов.
Задайте вопрос автору статьи
Похожие статьи