К нам обратилась дизайнер из небольшого петербургского дизайн-бюро, которое занимается мультимедийными проектами: роликами, анимацией, презентациями. Команда подготовила трёхминутный ролик для продвижения продукции крупной федеральной сети на партнёрской конференции в Москве.
Между студией и заказчиком был заключён договор и подробное техническое (творческое) задание. В нём было зафиксировано:
- что именно делает студия;
- какой результат должен быть получен;
- какие материалы используются;
- какими программами и инструментами команда работает.
Работу сделали, передали заказчику, отправили акт на подпись — всё выглядело штатно.
Через пять дней акт возвращается с пометкой: ролик якобы создан "в основном с применением нейросетей", а "где ваш творческий труд?".
Студия со своей стороны показывает договор, творческое задание, эскизы, раскадровки — весь процесс задокументирован. Формальных нарушений не видно, но акт заказчик так и не подписывает. Дальше — больше: на крупном мероприятии компания-заказчик запускает этот ролик. То есть работу официально не приняли, полностью не оплатили, но используют.
Когда в конце мая студия обращается с претензией: почему акт не подписан, оплата не завершена, а продукт используется, — следует ответ в стиле:
"Мы имеем право, где ваш творческий труд? Нейросети, общественное достояние, какая тут охрана?".
По формулировкам сразу видно: юрист опирается на популярные интернет-мифы об ИИ и "ничейности" контента. Тем не менее, заказчик понимает, что с этим бюро ему ещё работать, и сейчас стороны пытаются урегулировать конфликт в досудебном порядке.